Авторская методика
предназначена для оздоровления и повышения уровня общефизического развития дошкольников средствами большого тенниса. Ориентирована на развитие широкого спектра двигательных возможностей ребёнка. Создаёт перспективные линии обучения дошкольников с учетом индивидуального уровня развития двигательных способностей: от одарённых до детей с низкой физической подготовленностью. Включает в себя воспитание и контроль основных физических качеств, на созданной базе переходит к освоению элементов техники тенниса. Комплексный подход создаёт условия для реализации моторно-двигательного и эмоционально-волевого потенциала дошкольников. Приобщает детей к исполнению координационно сложных движений, повышает общий физический потенциал, развивает жизненную емкость легких, костно-мышечный и вестибулярный аппарат, силу, ловкость, выносливость, гибкость, развивает моторику рук (в том числе мелкую), улучшает пространственную ориентировку и чувство мяча. Особое внимание уделяется развитию волевых качеств и социализации ребенка. Впервые в практике физического воспитания основные этапы обучения теннису адаптированы для преподавания в дошкольном возрасте с 3-6 лет. Разработаны этапы развития основных физических качеств у дошкольников 3-6 лет средствами тенниса. Подобраны, разработаны и сгруппированы поэтапно игры и упражнения, позволяющие развивать ловкость, быстроту, силу, гибкость и выносливость у дошкольников 3, 4 и 5 лет с учетом специфики тенниса. Физическое воспитание детей Гармоничное развитие личности невозможно без полноценного раскрытия двигательной сферы. Именно в движении ребенок осваивает основные характеристики пространства. Мобильность и интеллект связаны самым непосредственным образом. Потребность двигаться стоит на втором месте после потребности дышать. Движение – это фундамент для человеческих способностей. Гармоничные двигательные действия положительно влияют на развитие эмоциональной сферы. Овладение азами техники тенниса В рамках данной методики мы ориентируемся на начальную подготовку к игре в теннис. Сама она таит в себе бесконечное количество возможностей – как гармоничное развитие мышц, динамичность движений, освоение параметров пространства, развитие воли, настойчивости, целеустремленности; сложность координационных движений обучает сосредоточенности и внимательности; многообразие тактических комбинаций приводит к развитию проницательности, живости ума. Совершенствуя свой стиль игры, человек перестраивает и свой характер, увеличивает потенциал осознанной активности. Гармоничное развитие личности Развитие личности идет равномерно при равновесии: умственного развития эмоциональной сферы двигательного потенциала освоении этических норм поведения в обществе Методика учитывает основные линии развития ребенка и, делая акцент на двигательной сфере, вплетает остальные в общую канву обучения. Это и соответствующая учебная среда, и игры в конце занятия, активизирующие умственный потенциал, и, конечно социализация ребенка, шлифовка его необдуманных желаний, эмоциональных всплесков, направленная на усвоение этически приемлемых норм поведения. Комплексный подход Принцип гармоничного развития личности предполагает комплексный подход, содействующий воспитанию у детей физических способностей, двигательных навыков и умений, осуществляющих всестороннее (нравственное, умственное и эстетическое) воспитание личности ребенка. В процессе занятий физическими упражнениями создаются благоприятные возможности для комплексного воздействия с целью всестороннего формирования личности дошкольника. Комплексная постановка задач позволяет наиболее полно учитывать возрастные особенности дошкольного возраста – эмоциональность, быструю утомляемость, преобладание процессов возбуждения над процессами торможения. Включение нескольких линий развития в занятие является целесообразным, так как позволяет заполнять образовательной начинкой естественно возникшие паузы в периоды утомления детей, ненавязчиво переключать внимание и проводить отведенное время урока с пользой для их разностороннего обучения. Комплексное обучение предусматривает решение следующих задач Физического развития; Теннисной подготовки; Развития личности. Комплексный подход подразумевает, что в течение одного занятия решаются разнообразные задачи из каждого пункта. Играем и развиваемся Игра в дошкольном возрасте является не только любимым занятием детей, но их ведущей деятельностью. Именно в игре формируются основные нововведения, приготавливающие переход ребенка в младший школьный возраст. Большое значение игровая деятельность имеет в развитии мотивационной сферы ребенка и сознательного желания обучаться. Игра обладает наибольшими возможностями для формирования межличностных взаимоотношений и детского общества. В ней дети самостоятельно создают те или иные формы общения. Игровая деятельность взаимосвязана с соблюдением правил, решением разнообразных задач, выполнением обязательств, преодолением различных трудностей и препятствий. Все эти факторы укрепляет волю, воспитывают самообладание, выдержку, решительность, настойчивость в достижении цели, умение сконцентрировать свои усилия на решение игровой задачи, развивают организованность и дисциплинированность. Игру можно отнести к косвенному методу воздействия, когда ребенок не воспринимает себя объектом воздействия взрослого, ощущая себя полноценный субъектом деятельности. В процессе игровой деятельности дети сами стремятся к преодолению трудностей, формируют цели и решают их. Игра создает оптимальные условия для организации двигательных действий дошкольников, это средство, где воспитание переходит в самовоспитание. В подвижных играх создаются оптимальные условия для воспитания у дошкольников умения регулировать свое поведение, подчиняться правилам. Правила – это главный формирующий элемент любой игры. Точно сформулированные, они определяют четкие обязанности и действия участников, снимают излишнее возбуждение и способствуют проявлению положительных эмоций, побуждают детей к произвольному управлению вниманием, развивают способность к оценке собственных действий и действий других, так как предполагают сравнение. Сформированная в процессе игры привычка к волевому действию способствует элементарной самоорганизации и самоконтролю. Игра так же влияет на умственное развитие, вынуждая мыслить наиболее экономично, укрощать эмоции, мгновенно реагировать на действия соперника и партнера. В игре развивается речь и логика. Ведь исполняя роль приходится выбирать и совершать из множества операций одну, наиболее, по его мнению, целесообразную. Все это очень существенно для развития произвольности поведения и психических процессов. Под руководством тренера дети учатся выполнять двигательные задачи и активно взаимодействовать в совместной деятельности и разнообразных подвижных играх. Индивидуальный подход Индивидуальный подход обеспечивается созданием индивидуальной линии развития и научно-методическим сопровождением каждого ребенка в процессе обучения. Разные дети по-разному овладевают двигательными умениями и навыками. Эти различия обусловлены специфическими для них условиями развития – как внешними, так и внутренними. Морфофункциональные и психофизиологические особенности развития дошкольников, разные уровни их двигательных и умственных способностей требуют для достижения эффективной работы группы неодинаковых условий обучения. В условиях группового обучения данный подход реализуется путем дифференцировании группы на 2 подгруппы по следующим показателям: уровень двигательной подготовленности детей; особенности восприятия, памяти и мышления; уровень работоспособности и темп работы; уравновешенность процессов возбуждения и торможения. а также разбивке заданий на несколько этапов – от самых простых до наиболее сложных. Разработка домашних заданий также происходит с учетом индивидуальных особенностей развития на данный период времени и подразумевает только индивидуальный подход. Сотрудничество с родителями Обучая дошкольника, необходимо помнить о роли родительского участия, доброжелательность отношений с родителями может сослужить хорошую службу долговременному пребыванию ребенка в теннисе. Особый интерес и отличительную черту данной методики представляет разработанная система взаимодействия с родителями. Истоки подобных занятий тесно связаны с основами семейного воспитания. В современном обществе смещаются акценты в сторону увеличения роли семьи в образовании и становлении личности ребенка. Это повышает значимость родительского участия в развитии и обучении детей. Семья для ребенка-дошкольника – первое и основное звено, которое связывает его жизнь с общественной средой. Современная семья не может существовать вне связи с окружающим, жить только своей внутренней уединенной жизнью. Внутри семьи закладываются задатки интеллектуального развития, поощряются или затухают положительно сориентированные волевые импульсы. От взрослых ребенок учится следовать и нормам поведения, и правилам взаимоотношений. Также важен прочный контакт с родителями, потому что большой объем работы все-таки ложится на них. Но тренер должен видеть отдаленные перспективы, ведь непрофессионалы не могут до конца прочувствовать все тонкости вида спорта, его сложности, подводные течения. При этом родители-энтузиасты могут «свернуть горы», и с их мнением обязательно нужно считаться. Почти всякие занятия довольно скоро становятся потребностью, особенно движения, которые хорошо удаются. Интересная игра, интересная цель меняют эффект тренировки от нуля до ста. Поддержка родителей является доминантой для начала занятий и успешного освоения материала. Активные мамы, заботливые папы – это те, кто дома формирует среду для развития ребенка, так называемую зону ближайшего развития, кто волнуется и думает, кто будет поддерживать и развивать навыки, полученные на занятиях. Пассивный родитель, как правило, не может создать интереса к выбранному действию, не проявляет особого внимания к развитию ребенка, у него нет сил правильно сориентировать предметную среду, о выполнении каких-либо объемных воспитательных задач речь идет только условно. Наш многолетний опыт показывает положительный эффект от родительского участия при обучении детей. Родитель вкладывает деньги, время и внимание в развитие своего ребенка, он имеет право знать об уровне, перспективах и проблемах развития своего ребенка. Родитель – это активный помощник при обучении: ребенок с помощью взрослого приезжает на занятия и от него зависит, с каким настроем малыш выйдет на корт; старший помогает выполнять домашние задания и мотивирует на дальнейшую работу. Привлекать родителя к процессу обучения, создавать условия для совместной деятельности с ребенком, максимально информировать о процессе занятий – вот основные задачи при взаимодействии с родителями учеников. Четкий план мероприятий для каждого года обучения; Авторскую методику тестирования физических качеств, базовых навыков игры в теннис; Составление индивидуального плана работы для группы детей или отдельного ребенка с учетом индивидуальных ообенностей; Систему формирования мотивации детей к занятиям; Наработанные методы взаимодействия с родителями, этапы формирования обучающей среды для ребенка.
Авторская методика
1. Основные линии развития:
2. Принципы обучения:
Мы предлагаем: